На протяжении нескольких последних лет киевляне столько раз слышали об очередной отсрочке запуска е-билета для общественного транспорта, обещанного мэром Киева Виталием Кличко еще в начале его каденции, что уже перестали в это верить. А подготовительный же период, значительно растянувшийся во времени, не облегчил условия передвижения, а лишь создал лишние проблемы. Не заметили горожане и улучшений ни в условиях проезда, ни в графике курсирования общественного транспорта. Как выяснилось, причиной этому стали огромные откаты, которые, по словам коллег "по цеху", стали главной составляющей в налаженной системе сотрудничества как с частными, так и с коммунальными перевозчиками – в следствие "теневых договоренностей", мимо бюджета города идут миллионы, а то и миллиарды прибыли. А "изюминкой" стало настойчивое продвижение скандальной "автобусной аферы", в которой, по словам столичных депутатов, чиновники пытаются "накрутить" около 10 млн евро. Подробности узнавали Знай.ua.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Все решают связи и "откаты": "в доле" и маршрутчики, и коммунальные перевозчики
Конечной датой полноценного внедрения е-билета в Киеве должно было бы стать 1 июля этого года. Но опять не сложилось - мэр Киева Виталий Кличко сообщил об очередной отсрочке до 1 января 2021 года. И, как оказалось, этот шаг был предсказуемым.
"Тема е-билета связана с коррупционными поступлениями киевской городской власти, поэтому сейчас никто из ее "верхушки" не заинтересован в его реальном внедрении. В частности, в прозрачном контроле за пассажиропотоками, поскольку тогда все будут понимать, сколько на самом деле должен стоить проезд, обоснована ли нынешняя его стоимость, реальное количество льготников и сколько надо датировать из бюджета. А у нас даже в коммунальном транспорте валидаторы полноценно не работают. В КГГА продолжает удачно работать выстроенная схема по хищению бюджетных средств с пассажирских перевозок, поэтому, на самом деле, Кличко просто договорился со своими бизнес-партнерами "заморозить" этот вопрос еще, по меньшей мере, на год", – рассказывает депутат Киевсовета Прохор Антоненко.
Ситуация с частными перевозчиками в городе не менее критична.
"Половина наземного общественного транспорта в Киеве – это маршрутки, теневой оборот наличности которых составляет более 4 млрд грн. Если бы это был коммунальный транспорт и плюс эффективно работал, миллиарды бы шли не перевозчикам, а в городской бюджет. Сегодня в Киеве открыто 158 автобусных маршрутов общего пользования, которые работают в режиме маршрутного такси. Так вот из них с действующими договорами лишь около 85, а 71 – с недействующими: в 56 истек срок действия, 15 было расторгнуто, в связи с невыполнением инвестиционных договоренностей. А без договоров-это значит, что они не платят ни копейки в городской бюджет. Конкурсы не проводятся годами – они платят откаты. А про контролирование работы маршрутчиков и речь не идет: в каком салоне они перевозят людей, соблюдают ли должный интервал, относительно технического состояния транспорта и т.д.", – отмечает Прохор Антоненко.
Одним из последних вопиющих примеров последствий такой халатности стал шокирующий "распад" одной из столичных маршруток, у которой прямо на ходу с пассажирами в салоне отлетели 2 задних колеса - инцидент чудом не завершился массовой трагедией.
Это произошло прямо на Северном мосту посреди бела дня, когда водитель одного из нашумевших "Богданов" ехал в потоке машин – к счастью, никто серьезно не пострадал, но результат был быкатастрофическим, если бы это произошло в часы пик или в случае.
"Перевозчики умышленно скрывают количество перевезенных пассажиров, завышают количество льготников, не учитывают половину билетов – поэтому половина денег идет "черными" наличными к тому же Кличко. Это все также дает возможность устанавливать необоснованно завышенные тарифы на проезд в общественном транспорте, от чего страдают обычные киевляне", – подчеркивает Прохор Антоненко.
Как отметил депутат Киевсовета, если равняться на развитые европейские страны, то при найме транспортного перевозчика город должен разыгрывать не маршруты, как сейчас, а перевозки соответствующего количества километров – это еще один фактор реального пополнения бюджета. Кроме того, важно искоренить существующую "схему" наживания частных перевозчиков, которые ежегодно выставляют городу счет за якобы перевезенных льготников, без е-билета и валидаторов.
Миллионы – на бумагу: на закупку билетов выделяют космические суммы
Однако, как оказалось, миллионы из городского бюджета идут на сопровождающий бумажный атрибут.
Одним из последних заказов КП "Киевпастранс", опубликованное на Prozorro 5 августа, звучит как "Печатная продукция с элементами защиты" (разовые билеты для оплаты проезда в транспорте общего пользования, штрафные квитанции)". А его ожидаемая стоимость достигает почти 1 млн грн.
При этом, буквально несколько дней назад был заключен еще один "бумажный" договор на 48 тыс грн.
В период пандемии, когда в соцсетях практически на протяжении всего карантина систематически появляются "посты ужаса", в которых пользователи описывают условия пребывания в столичных медучреждениях, эти цифры выглядят еще более абсурдно.
Но, несмотря на лидерство столицы по количеству больных COVID-19 и отсутствие налаженного контроля власти за соблюдением мер предосторожности в общественных местах, в августовском списке заключенных договоров КП "Киевпастранс" можно найти и в разы большую сумму. Это "Противопожарное, спасательное и защитное оборудование (огнетушители и пожарный инвентарь)", что обойдется в 3 млн 124 тыс 709 грн.
На кону – 10 млн евро: решающую правку протолкнули "под прикрытием"
Однако, еще более вопиющим "дополнением" приоритетных транспортных расходов столичной власти должна стать закупка новой партии автобусов на космическую сумму в более 1 млрд 526 млн 961 тыс грн.
Речь идет о Договоре финансового лизинга, что, по утверждению депутатов Киевсовета, которые уже более чем полгода вынуждены работать под "давлением" провластного большинства и противозаконного ограничения их деятельности, предусматривает умышленную накрутку в 10 млн евро.
"В открытом доступе есть такие базовые комплектации – маленькие (80 м) по 155 тыс евро, а в договоре 202 тыс евро, крупные (120 г) – по 215 тыс евро, а в договоре 280 тыс евро. Поэтому я уверен, что этот лизинг – это просто очередная афера большинства, которая в обход тендера через "фирмы-прокладки" пытается накрутить почти 10 млн евро", – отмечает депутат Киевсовета Святослав Кутняк.
Как подчеркивает депутат Киевсовета Прохор Антоненко, несмотря на то, что обычный кредит, в отличие от лизингового, обошелся бы киевлянам значительно дешевле. Но такой "формат" был выбран не зря – таким образом процедура осуществляется без проведения тендера.
"Лизинг позволяет не только выбирать поставщика услуг, но и влиять на условия договора. Например, почему никто не говорит, что у нас, согласно договору, 11,5 % годовых? Это же большой процент. Во-вторых, как говорил Кличко, отдельная доплата идет за валидаторы, а что это за валидаторы, которые стоят около 30 % стоимости? Поэтому я просил бы направить запрос на приложение спецификаций с указанием стоимости валидаторов, ремкомплектов, кондиционеров, гарантия на обслуживание, чтобы все киевляне видели", – заявил на одной из профильных комиссий депутат Киевсовета Святослав Кутняк.
О более дешевых вариантах, в отличие от прописанных в договоре с поставщиком ООО "Автомобильная компания "УКРАУКРАВТОРГ", утверждают эксперты. Это-далеко не единственный производитель, услугами которого можно было бы воспользоваться, причем за значительно меньшую цену.
Как утверждает эксперт в транспортной сфере Александр Кава, город может себе позволить закупить эти автобусы напрямую из бюджета, проведя открытый конкурс и получив лучшее ценовое предложение, а схема лизинга, которую так активно пытается протолкнуть столичная власть, предусматривает немалую переплату из "карманов" киевлян.
"Киевская власть намеренно вводит схему лизинга, в следствие чего придется существенно переплачивать из городского бюджета. Если бы не было лизинга, власть должна была бы проводить открытый тендер, где разные производители могли бы представить свои ценовые предложения. А здесь мы видим, что схема лизинга используется, в частности, и для того, чтобы обойти закупку по Закону о госзакупках. В этом уже можно усматривать определенные коррупционные деяния, поскольку конкурса прозрачного не было, как и ценовых предложений других производителей. А сами лизинговые платежи - большой потенциальный коррупционный механизм по откатам", - отмечает отмечает эксперт в транспортной сфере Александр Кава.
Кстати, еще весной нашлись поставщики, которые за эту же сумму готовы были бы предоставить на 20 автобусов больше.
Но, похоже, данное предложение, как и остальные "эконом-варианты", которые могли бы быть в случае проведения открытого тендера, столичных чиновников не интересуют. Об этом свидетельствуют недавний "ход конем" первого заместителя председателя Постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития Олеся Маляревича.
Стоит отметить, что неотъемлемым положением для утверждения данного договора соответствующее решение должно было обязательно получить "да" от 2 комиссий – бюджетной и транспортной, на последней из которых оно не набрало необходимого количества голосов.
Как разъясняет Прохор Антоненко, на предпоследнем заседании сессии Киевсовета Маляревич с голоса подал внесенную на бюджетной комиссии правку в проект решения “Об определении АО "Коммерческий Индустриальный Банк" уполномоченным банком по кредитным договорам, заключенным в соответствии с Положением о порядке финансово-кредитной поддержки молодых семей и одиноких молодых граждан на строительство (реконструкцию) жилья в Киеве”, не уточняя, о чем именно идет речь - в результате все тихонько проголосовали.
"На самом деле, это была правка об исключении пункта 2 из решения о лизинговом договоре, в котором говорилось об обязательном прохождении двух комиссий. По нашей информации, именно Странников, Маляревич и Святаш пришли к Кличко и предложили ему эту аферу с 10 миллионами, на что Кличко согласился и дальше они лоббировали это решение все вместе. Тем самым, теперь они развязали себе руки и могут дальше продвигать свою аферу", - подчеркивает Прохор Антоненко.
Киевляне требуют ответов: "Главная причина аварийности маршрутных перевозок - это коррупция"
Жители города тоже не остаются в стороне и систематически поднимают тему "транспортных ляпов" нынешней власти в соцсетях.
"Господин Кличко, а кто посчитает, сколько город не получает средств в бюджет, которые платят миллион граждан ежедневно в маршрутках и никто никакого билета не выдает. То есть эти средства не считаются, особенно мешая, что спальный район города без метро", - обращается к столичного головы на официальной странице Виталия Кличко киевлянка Мария Гливинская.
"Главная причина аварийности маршрутных перевозок - это коррупция, отсутствие контроля только производная от этого. Если за взятку не привлекают к ответственности, а наоборот повышают в должности, то заложники в нашей ситуации только пассивные граждане, пользующиеся данным видом транспорта", - отмечает киевлянин Дмитрий Заброда.
И, вообще, по состоянию развития, а точнее "застоя", транспортной системы киевляне оценивают самым низким баллом, отмечая, что Киев даже не дотягивает ряда областных центров Украины.
"За этот год был в 10 городах Украины, 5 областных центрах, со всей ответственностью говорю, что в Киеве самая плохая транспортная система!", - отмечает автор одного из комментариев, киевлянин Иван Нечай.
А кое-кто предлагает мэру лично пройти "экстрим-испытания" и проехаться в жаркий день на автобусе или электричке.
Мы и в дальнейшем будем следить за ситуацией в столице, поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.ua.