Новый проект Генерального плана столицы, громко презентованный мэром Киева Виталием Кличко несколько месяцев назад, который как можно быстрее планируют утвердить городские власти, вызывает все больший резонанс среди киевлян. Эксперты и общественные активисты бьют тревогу, заявляя об откровенных "признаках коррупционности" предложенного документа и протягивании масштабной "зеленой аферы", в результате которой Киев лишится сотен гектаров лесов и парков. На днях обеспокоенные горожане начали официальное противостояние утверждению нового Генплана. Подробности узнавали Знай.uа.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Киевляне требуют отклонения нового Генплана: "дерибан зеленых зон и расцвет застроек
Недавно на сайте киевской администрации появилась петиция №9669 "Об отклонении проекта Генерального плана г. Киева, представленного на рассмотрение в 2020 году", которую за 5 дней поддержали уже более 700 подписантов.
Как отмечает автор "электронного призыва", согласно с новым проектом Генплана, планируется уничтожение озелененных и рекреационных территорий, по меньшей мере, на площади 352 гектаров.
"Разработка данного проекта осуществлена с грубым нарушением правовых норм закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", также в этом проекте имеют место признаки коррупционности. Так, Генпланом предполагается строительство жилья в санитарной зоне вокруг ТЭЦ-5 и Тэц-6, по ул. Заболотного между парком Феофания, музеем народной архитектуры и быта Украины и табачной фабрикой предполагается застройка минимум 160 гектаров зеленых территорий малоэтажными и средне этажными домами", – объясняет автор электронного документа Андрей Згардан.
О "подводных камнях" предлагаемого главного градостроительного документа столицы говорят и эксперты.
"Под видом "великого блага" власть пытается протолкнуть масштабную аферу. В Государственном земельном кадастре (ГЗК) масса земельных участков обозначены, как земли под жилую застройку и находятся в собственности людей, которые будут эту территорию застраивать. Это произошло благодаря КГГА, в первую очередь, – главному архитектору, который позволил своими выводами перевести территорию зеленых зон под жилье. И эти земельные участки, часть из которых уже есть в Детальном плане территорий, стали легитимными территориями под застройку. А в Генплане эта территория показана как зона лесов", – отмечает эксперт в области градостроительства, член Украинской академии архитектуры Виктор Глеба.
Одним из ярких примеров является парк Киото. Как отмечает эксперт, в ГЗК уже обозначен участок почти на 1 гектар леса меньше, чем в презентованном новом Генплане. А в Земельном кадастре парке Киото нет вообще, поэтому, скорее всего, большую часть территории парка займет парковка.
Поддержать петицию и призывают киевские общественные активисты.
"Поддержка качественных петиций, в частности № 9669 относительно отклонения проекта преступного нового Генерального плана развития, а на самом деле застройки столицы, – это наименьшее, что мы можем сделать, чтобы выразить свою гражданскую позицию. В новом Генплане планируют легализовать застройки в границах прибрежных защитных полос (ЖК "Солнечная ривьера, Русановская набережная), планируется жилая застройка в урочище Горбачиха, застройка нижнего каскада Совских прудов. Как будет выглядеть в будущем столица Украины, должны решать только мы – киевляне, а "менеджеры" на Крещатике должны эти решения беспрекословно выполнять", – отмечает глава ОО "Водный Движение Киевщины" Антон Квитень.
Автор петиции Андрей Згардан настаивает на снятии с рассмотрения проекта нового Генерального плана г. Киева, недопущении его утверждения, как противоправного документа, и проведении аудита действующего Генплана города с привлечением независимых экспертов и общественности.
В таком направлении предлагают двигаться и депутаты Киевсовета.
"Под видом принятия нового Генплана фактически проводятся попытки узаконить строительное беззаконие последнего десятилетия и еще открыть дополнительные возможности к чрезмерной уплотняющей застройки города. И все это без оглядки на необходимость развития социальной, транспортной инфраструктуры, коммуникаций и, наоборот, увеличение площади зеленых зон. Действующий Генплан 2020 действительно нуждается в обновлении, но не путем его "захоронения" и принятия нового Генплана, а путем превращения его в постоянно действующий документ, без указания сроков, и приведение в соответствие стратегии развития города. Работу над обновлением необходимо поручить независимому коллективу специалистов, привлечь представителей гражданственности и экспертной среды", – отмечает депутат Киевсовета Наталья Манойленко.
Еще одним требованием инициаторов электронного документа является отмена решений Киевсовета относительно утверждения ряда скандальных детальных планов территории и проведение анализа законности принятых решений по ранее разработанных ДПТ. А на период аудита предусматривается установление моратория на застройку в центре города, ограничений на плотность застройки в других частях города с учетом заключений независимых экспертов, относительно применения норм ДБН.
Транспортный застой: миллиардные "мосты-долгострои" и игнорирование "трамвайных альтернатив"
В то же время, несмотря на громкие заявления мэра Киева Виталия Кличко о мега-действиях в направлении развития транспортной инфраструктуры, ситуация остается утопической. Однако, расцвета соответствующих акцентов в новом Генплане не увидеть.
Несмотря на миллиардные затраты из городского бюджета, целый ряд объектов до сих пор остается недостроенным.
Скандальная реконструкция Шулявской развязки, о которой городская власть громко заявила сразу после аварийного обрушения моста в 2017 году, в итоге не оправдала надежд тысяч киевлян. Несмотря на стремительное увеличение заявленной в начале сметы с 595 млн грн до 1,2 млрд – и это без учета сноса цеха завода "Большевик", что по оценке экспертов, обойдется не менее чем в 500 млн грн, – горожане так и не получили обещанных съездов, а положенный с нарушением технологии асфальт уже грозит очередной укладкой нового покрытия.
Строительство же "золотой" Большой Окружной трассы на Оболони, метр дороги которой обойдется в 1 млн грн, взяли под контроль нардепы.
Стоит отметить, что фактически за год объем выполненных работ на объекте почти не изменился.
О глобальном застое транспортной инфраструктуры говорят и эксперты.
"С момента разработки долгосрочного плана развития транспортной инфраструктуры города прошло 20 лет, но большинство из проектов 2000-го года так и остаются "перспективными" за то, что развитие транспорта не было и до сих пор не является приоритетом для городской власти. Левобережная и Подольско-Воскресенская линии метро так и остаются далекой перспективой. Хотя за это время Левобережную линию давно можно было построить в варианте современного скоростного трамвая, обеспечив удобное сообщение между частями Левобережья. Не продвинулось город и в развитии пригородных железнодорожных перевозок, хотя современные электропоезда S-Bahn давно могли обеспечивать надежное сообщение со всеми городами-спутниками, включая Вышгород, Васильков и Обухов", – отмечает эксперт в транспортной сфере Александр Кава.
По словам эксперта, "трамвайная альтернатива" подземки могла быть уже давно построена.
"Последняя попытка запустить Левобережный скоростной трамвай была сделана в 2012 году. Линия была продлена на 2 км до новой остановки городской электрички "Троещина-2" в нескольких километрах от спального массива. На этом развитие Левобережного скоростного трамвая прекратилось. Линия могла уже через год достичь Левобережной, а через 3-4 года и Позняков, но чиновники Киевской администрации интерес к этому проекту потеряли, а киевляне, которые живут на Троещине, продолжают каждый день терять часы своего времени, простаивая в пробках как в сторону Правого берега, так и вдоль Левого", – отмечает Александр Кава.
Как отметил транспортный инженер Виктор Петрук, Левобережная линия метро никогда не имела нормального градостроительного обоснования.
"При отсутствии реальных мер по выравниванию диспропорции между количеством населения и количеством рабочих мест на Левом и Правом берегу и с учетом большой "градостроительной инертности" их реализации, единственной разумной стратегией развития транспортной системы Киева является строительство трансднепровских систем МРТ, в составе, в первую очередь, действующих мостовых переходов: BRT( Bus rapid transit, нерейковая система на базе обычного автобуса / троллейбуса повышенной вместимости – ред.) в составе Северного моста, кольцевая линия LRT (Light Rail, легкорельсовий транспорт – ред.) в составе Подольского моста и моста Патона, Tram-traine (линия скоростного трамвая – ред.) в составе Дарницкого железнодорожного моста", – подчеркивает Виктор Петрук.
Но, похоже, столичную власть не интересуют реальные перспективы преодолеть вечную проблему с трафиком в этих направлениях. Осенью 2019 года членами всех профильных постоянных комиссий Киевсовета было принято решение "Об обращении Киевсовета к Президенту Украины и Кабинету Министров Украины относительно выделения средств на строительство линии метро на жилой массив Троещина в г. Киеве".
Впечатляющей оказалась не только прописанная в документе оцениваемая стоимость работ, что составляет 40 – 50 млрд грн, а и в том, что она была подсчитана даже без имеющегося проекта строительства.
"Уже более 40 лет речь идет о том, что необходимо на один из крупнейших жилых массивов Киева протянуть линию метро. Все избирательные компании всегда сопровождают обращение жителей Троещины о том, что надо быстрее ее запроектировать и построить. Однако, как именно будут пролегать станции метро – это все еще разговоры, поскольку в окончательном виде, кроме ТЭО, проекта не существует", – сообщила в ходе одного из заседаний постоянной комиссии Киевсовета по вопросам местного самоуправления, региональных и международных связей депутат Киевсовета Татьяна Мелихова.
Мы и далее будем следить за ситуацией в столице, поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.ua.