На днях в Верховной Раде депутатами от "Слуги народа" были представлены изменения в Закон "О столице Украины - городе-герое Киеве". Первое, что бросается в глаза - он оказался минимально отредактировано законопроектом 2189 от 30.06.2014 года. А вот замеченные различия все же не будут способствовать восстановлению местного самоуправления в Киеве, прикрываясь которыми, сегодня нынешняя власть пытается "протолкнуть". Если бы речь шла о двух диссертациях, а не законопроектах, то вариант от "Слуги народа" однозначно был бы признан плагиатом. Теперь о некоторых новациях, которые предлагаются киевлянам в указанном законопроекте.

О мэре и главе КГГА

Прежде всего предполагается разделение должностей мэра и главы КГГА. Киевскую городскую государственную администрацию согласно законопроекту возглавляет глава, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины, а мэра избирают киевляне по системе в 2 тура. До этого, что было подтверждено решением Конституционного Суда Украины, Главай КГГА автоматически назначался Киевский городской голова.

Во-вторых. К компетенции Киевской городской государственной администрации депутаты хотят отнести, в частности, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами и органами местного самоуправления города Киева Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов Украины.

Популярные статьи сейчас
Monobank "замораживает" личные средства украинцев: кто может остаться без копейки "Земля задрожит под ногами": ясновидящий Герман увидел точный год победы Украины Деньги на детей: в Украине увеличилась сумма пособия родителям новорожденного ребенка Как в других странах привыкли подтирать попу и почему на нас смотрят, как на дураков: всё дело в культуре
Показать еще

Для этого законопроектом вводится порядок проверки и опротестования главой Киевской городской государственной администрации актов местного самоуправления.
Глава КГГА наделяется правом принять решение о приостановлении действия акта местного самоуправления путем выражения протеста (опротестования) в письменной форме с одновременным обращением в суд.

Самое интересное, что остановка действия акта должностного лица или органа местного самоуправления влечет одновременное остановки любых действий, направленных на государственную регистрацию такого акта, а также его реализацию, внедрение, исполнение или осуществление любых, определенных этим актом, полномочий.

То есть, глава КГГА имеет неограниченные возможности остановки любых решений, принятых той же Киевсоветом не только по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины, а по мотивам несоответствия публичным интересам территориальной общины, он может трактовать по своему усмотрению, поскольку закон не дает определение этому понятию.

В-третьих. Законопроектом предусмотрено, что глава КГГА имеет право обратиться в соответствующий орган или должностному лицу местного самоуправления с требованием о немедленном устранении таких недостатков. После этого такой орган или должностное лицо имеют максимум месяц на устранение таких недостатков. В настоящее время сроки на обжалование Главой КГГА действий соответствующего органа или должностного лица останавливаются.

Итак, если рассмотреть гипотетическую ситуацию относительно обжалования Главой КГГА, например, решение Киевского городского совета нормативного характера, то Глава может остановить любое такое решение более чем на полгода и больше

Таким образом глава КГГА превращается в настоящего "смотрящего", без одобрения которого принятия любых решений должностными лицами или органами местного самоуправления становится невозможным.

О местном самоуправлении

Идем дальше, согласно законопроекту восстанавливаются районные советы и делается попытка разграничить полномочия между ними и Киевсоветом, что согласно пояснительной записке, объявляется почти главной целью принятия этого закона. Но если посмотреть на тот перечень вопросов, которые будут решать райсоветы, то можно однозначно сказать, что подавляющее большинство из них относится законом "О местном самоуправлении в Украине" к полномочиям исполнительных органов советов, а не непосредственно районных советов. Кроме того, в законопроекте указано, что райсоветы принимают акты только индивидуального характера, что вообще делает невозможным выполнение возложенных на них полномочий. То есть райсовет не сможет утверждать бюджет района, его программу социально-экономическом развитии и вообще принимать любые акты нормативного характера.

Что касается полномочий исполнительных органов районных советов, то их перечень в законопроекте вообще отсутствует. И в довершение, в главе 13 Заключительных положений предусмотрели возвращение Киеву районных советов только после принятия закона об административно-территориальном устройстве Украины, а не 8 декабря этого года. Когда это произойдет - неизвестно.

Еще одной знаковой "новацией" этого законопроекта является введение должности главы исполнительного комитета районных советов, что прямо противоречит закону "О местном самоуправлении в Украине", согласно которому именно глава районного совета возглавляет исполнительный комитет совета. Это нововведение приведет к увеличению количества чиновников и соответственно расходов на их содержание. И конечно это приведет к выяснению кто главнее в районе - глава совета или глава исполнительного комитета, что негативно скажется на их работе. Такая ситуация уже была в Киеве в 90-х годах, когда главы райсоветов вели постоянную борьбу с представителями Президента, которые возглавляли исполнительный орган райсоветов.

Выводы: привлечь специалистов

Предложенный законопроект окончательно уничтожит местное самоуправление в Киеве, мы получим нового "смотрящего" главу КГГА, который ни за что не отвечает, но без его ведома ни один вопрос решаться в Киеве не будет. Это можно понимать так, что власть закладывает для себя определенную страховку на случай, если нужна человек не будет избран Киевским городским головой.

К его написанию юристы и эксперты-практики не привлекались, он существенно противоречит Закону Украины "О местном самоуправлении в Украине".

Восстанавливать действенные районные в городе Киеве совета власть не собирается, выборы до них 8 декабря проводиться не будут, а откладываются на неопределенный срок. Перечень полномочий райсоветов невозможно применить на практике, а перечень полномочий исполнительных органов райсоветов вообще отсутствует в законопроекте.

Главная цель этого законопроекта - провести досрочные выборы как мэра, так и Киевсовета. При этом не приводится никаких оснований, определенных Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" относительно проведения таких досрочных выборов.

Но есть и положительные моменты - это сокращение количества депутатов с 120 до 84 депутатов. На этом позитив заканчивается.

Напоследок даю совет авторам законопроекта - привлеките нормальных специалистов для возвращения этого законопроекта в правовое поле и не берите на вооружение методы Януковича-Кличко, которые много сделали для уничтожения местного самоуправления в городе Киеве.